ФГБУЗ ЦГиЭ № 28 ФМБА России

Здоровый образ жизни

Делать или не делать прививки?


На протяжении всей своей истории человечество вынуждено бороться с реальной угрозой своему выживанию — распространением инфекционных заболеваний. Самым гуманным способом борьбы с инфекциями, особенно детскими, которые в настоящее время составляют до 70% в структуре заболеваемости и около 80% в структуре младенческой смертности, считается вакцинопрофилактика. Что же такое вакцинация? Вакцинация — это профилактическая процедура, при которой в организм человека вводится антигенный материал с целью вызвать иммунитет к определенному инфекционному заболеванию. Это могут быть ослабленные или убитые микроорганизмы, их частицы либо токсины.

Именно благодаря массовой вакцинации такие болезни, как полиомиелит, коклюш, дифтерия и столбняк, перестали представлять серьезную опасность, а о некоторых страшных заболеваниях, таких как черная оспа, человечество и вовсе почти забыло. Но в последнее время набирает силу антипрививочное движение, активисты которого утверждают, что побочное действие и осложнения от прививок, особенно у детей, — большее зло, чем те проблемы, которые решаются вакцинацией. Кто же прав?

Иммунная система состоит из двух основных частей — врожденного иммунитета и приобретенного. Обе части взаимодействуют друг с другом довольно тесно. Врожденный (неспецифический) — определяет наличие генетически обусловленных защитных факторов, которые присущи определенному виду организмов (факторы неспецифической защиты). Врожденный иммунитет не нуждается в настройке, он работает на примерно постоянном уровне. Приобретенный иммунитет (в отличие от врожденного) высокоспецифичен в отношении каждого конкретного микроорганизма. Приобретенный иммунитет — гибкая система, способная настраиваться на эффективную борьбу с инфекцией в зависимости от ее вида.

Как же реагирует организм на действие антигена? Иммунный ответ запускается сразу после введения антигена (первичный иммунный ответ), но выявить его можно только спустя определенный латентный (скрытый) период. В крови антитела появляются через 7-10 сут. При повторном введении антигена иммунный ответ (вторичный иммунный ответ) значительно усиливается — за счет как клеточного, так и гуморального иммунитета. Вторичный иммунный ответ развивается быстро, обычно в течение 4-5 суток.

После любой прививки (любой!) может иметь место реакция организма — повышение температуры тела, отказ от еды, вялость. Это нормально: организм вырабатывает иммунитет (защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти никогда не дают серьезных реакций — типичный пример — вакцина против полиомиелита. Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением температуры и существенным нарушением общего состояния ребенка — опять-таки, типичный пример — коклюшный компонент вакцины АКДС.

Для родителей очень важно осознавать принципиальную разницу между реакцией на прививку и осложнением после прививки. Реакции на вакцинацию, в той или иной степени выраженности, просто обязаны быть и это, как мы уже отметили, абсолютно нормально.

Что же такое осложнения? Вот это, как раз то, чего быть не должно, что бывает крайне редко. Не должно быть ни судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40 °С. Не должен ребенок покрываться с ног до головы сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно быть никаких нагноений. Осложнения после прививок — это всегда серьезно.   Прививать или нет, если да, то каким препаратом и от каких болезней. Когда можно и когда нельзя делать прививки? Прежде всего, помнить, что любая прививка делается ребенку, у которого в этот момент нет никакой острой инфекционной болезни — ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни повышения температуры тела. Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да потому, что любая вакцина — это нагрузка на иммунитет. Для того, чтобы отреагировать на прививку правильно и выработать достаточное количество антител, организм должен быть более менее свободен от других дел, в свою очередь связанных с выработкой иммунитета. Отсюда два вывода: если у ребенка нога в гипсе, то это не противопоказание к прививке. Если любая, пусть даже инфекционная болезнь, протекает с нормальной температурой и с ненарушенным общим состоянием — понятно, что такая болезнь не несет в себе существенной нагрузки на иммунитет и не является противопоказанием к вакцинации. Из приведенного правила есть исключения. Некоторые инфекционные болезни специфически поражают именно те клетки человеческого организма, которые ответственны за выработку иммунитета. Это, к примеру, ветряная оспа и инфекционный мононуклеоз. Т. е. если у ребенка ветрянка, то нормальная температура и удовлетворительное общее состояние все равно не являются поводом к тому, чтобы делать прививки. Но исключения лишь подтверждают правила — умеренное шмыганье носом при общем бодром состоянии вполне позволяет прививки делать. Некоторые перенесенные ребенком инфекционные болезни вызывают длительное ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к проведению прививок на определенный срок (около 6 месяцев после выздоровления). К таким болезням относят менингит, вирусный гепатит, уже упомянутый нами инфекционный мононуклеоз. В то же время делать или не делать прививку — вопрос, относящийся исключительно к компетенции врача. Для каждой болезни — аллергической, врожденной, неврологической и т. п. — разработаны соответствующие правила: как, когда и чем прививать.

Если ребенок после прививки заболел

В пятницу Пете сделали прививку, в понедельник он начал кашлять, а в среду врач поставил диагноз «воспаление легких». Вечные вопросы: почему это произошло и, разумеется, кто виноват? С точки зрения родителей, виновата прививка — этот факт очевиден и лежит на поверхности — углубляться не очень то и хочется. На самом деле вероятных причины три:

  1. Неправильные действия непосредственно после прививки.
  2. Дополнительное инфицирование, чаще всего, острая респираторная вирусная инфекция на фоне «занятого» иммунитета.
  3. Снижениеиммунитета вообще — «благодаря» соответствующему воспитанию.

Так кто виноват и что делать, дабы этого не произошло? Вопрос риторический, ведь очевидно, что способность ребенка нормально реагировать на прививки во многом зависит от системы ухода и воспитания. А это уже полностью в компетенции родителей.

Для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо. Делать обязательно! Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки самым существенным образом зависят от состояния организма ребенка. И если вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика — в целенаправленной подготовке организма: нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т. п.

Курчевенко С.И., врач по общей гигиене

 промышленно-санитарной лаборатории

 ФГБУЗ ЦГиЭ № 28 ФМБА России,

кандидат медицинских наук

Использованная литература:

  1. Большая Медицинская Энциклопедия, ред. Б.В. Петровский. В 30 томах. Издательство: Советская Энциклопедия; Издание 3-е. Переплет: твердый; 16700 страниц; 1974 – 1988.
  2. Бондаренко О., Жиброва Т.В. Вакцинация: за и против // Молодежный инновационный вестник. 2013. Т. 2. № 1. С. 218.
  3. Официальный сайт Доктора Комаровского // https://komarovskiy.net/
  4. Неробеев В.Д., Неробеев Д.В. Вакцинация: эффективность и безопасность, проблемы и перспективы // Новости медицины и фармации. 2013. № 10 (461). С. 22-24.
  5. Ониськова О.В. Вакцинация: мифы и факты (обзор литературы) // Перинатология и педиатрия. 2015. № 3 (63). С. 51.
  6. Ожиганова А.А. Вакцинация в контексте биоэтики // Медицинская антропология и биоэтика. 2011. № 1 (1). С. 17.
  7. Федотова О. Вакцинация как составляющая часть национального проекта здоровье// Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники. 2007. № 2. С. 32-35.
logo-fgbuz-cgie-white

Основной задачей учреждения является обеспечение деятельности территориального отдела Межрегионального управления № 51 ФМБА России в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, условия работы и проживания в которых связаны с воздействием опасных для здоровья человека физических, химических и биологических факторов

ФГБУЗ ЦГиЭ № 28 ФМБА России © 2019